Поль Пуаре (фр. Paul Poiret; 20 апреля 1879, Париж, Франция — 30 апреля 1944, Париж) — парижский модельер, влиятельнейшая фигура в мире моды первой четверти XX века. Его заслуги перед модой XX века приравниваются к вкладу Пикассо в искусство XX века.
Поль Пуаре родился в Париже, Франция в 1879 в семье торговца тканями. Работать начал подмастерьем в ателье, где изготавливались зонты. Из остатков тканей для зонтов шил платья для кукол[3].
Карьеру модельера начал с работы у Жака Дусе, затем перешел в ателье Чарльза Фредерика Уорта. В 1903 году Пуаре основывал «Дом Пуаре и raquo». Салон Поля Пуаре был оформлен в восточном стиле с элементами древнегреческого искусства, поскольку модельер в те годы очень интересовался Японией, Китаем и Древней Элладой, что нашло отражение в его моделях новых женских костюмов.
В период 1890—1910 годов модельер пропагандировал возвращение к античной моде: предлагал Парижу платье в виде туники и пеплос, а также ввёл моду на кимоно в Европе.
Также кутюрье является изобретателем так называемой «хромой юбки»[en][5] — юбки с шириной ниже колена около 30 см, которая позволяла передвигаться исключительно семенящей походкой[6].
Поль Пуаре — первый модельер, выпустивший собственную марку духов (1911 год), назвав их в честь своей старшей дочери Розин (Rosine)[7]. Он лично выбрал аромат, придумал дизайн флакона, упаковки и рекламу[3].
Широкую известность и многочисленные подражания получил устроенный им костюмированный бал «1002 ночи, или Торжество по-персидски», данный в его парижском особняке 24 июня 1911 года. Оформление было сделано на основе коллекции Пуаре по восточным мотивам. Празднество это, являвшееся своеобразным оммажем русскому балету, было навеяно балетом «Шахерезада», поставленным в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Все собравшиеся на этом маскараде были наряжены в восточном стиле (персидскими послами, оттоманскими евнухами, индийскими баядерками, аравийскими одалисками и т. д.). Сам Пуаре предстал в образе восточного султана, его супруга Дениз Буле — его гаремной жены[9]. Большую часть костюмов для бала Поль Пуаре подготовил сам. Бал обошёлся ему в крупную сумму.
Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны, очень много сотрудничал с театрами в создании костюмов, но в 1927 году закрыл свой модный дом. Историки моды полагают причиной ухода Пуаре из мира высокой моды излишнюю вычурность моделей для того времени. Пуаре не смог приспособиться к эмансипации, демократизации и индустриализации моды после Первой мировой войны, он относился к созданию костюма как к искусству, что в межвоенный период не было востребовано. В 1933 году выпускает весеннюю коллекцию для крупного парижского универмага «Printemps». Окончательно закрывает свои Дома в Париже и Каннах в 1934 году. В 1930-е годы, с целью поправить материальное положение, выпустил книги: «Одевая эпоху», «Мода и финансы» и «Возвращайтесь!».
Поль Пуаре умер в оккупированном Париже 28 (?!) апреля 1944 года практически в полной неизвестности.
Материалы Википедии.
Двадцатилетие между мировыми войнами активно работает Мадлен Вионне.
Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876-го года. Умерла в 1975 г.
С раннего детства она мечтала стать скульптором, в школе проявила значительные способности к математике, но бедность вынудила ее оставить школу и в одиннадцать лет стать помощницей портнихи, чтобы приносить хоть какую-то пользу своей семье. Перспективы у девочки, не получившей даже школьного образования, были весьма туманны, жизнь казалось предопределенной и не сулящей каких-то больших радостей. Однако Мадлен сумела все сделать по-своему. Впрочем, этим самым «по-своему» она занималась всю свою жизнь.
Очень рано выйдя замуж, она переехала в Париж – в поисках лучшей доли. Мадлен повезло – хорошие портнихи требовались повсюду, и ей удалось устроиться в известный Дом Моды. Вскоре она родила дочку, но случилось несчастье - девочка умерла. Вскоре распался и казавшийся таким крепким брак, а потом бедная девушка лишилась и работы. Отчаявшись, она на последние деньги купила билет и, не зная языка, уехала в Англию…
Как человеку проявить себя? Жизнь предоставляет немало возможностей для этого, главное – суметь воспользоваться хоть одной из них. Мадлен Вионне это удалось – причем, неоднократно, а, пожалуй, каждый раз, когда судьба дарила ей свою благосклонную улыбку. Начав работать в Туманном Альбионе скромной прачкой, вскоре она стала одной из самых знаменитых женщины этой страны, а вернувшись в Париж – признанной законодательницей моды и стиля…
Собственный Дом Моды она создала благодаря… скандалу. На показе, где впервые были представлены ее уникальные, раскроенные по косой платья, облегавшие фигуру подобно неизвестному тогда трикотажу, Мадлен – дабы не нарушать гармоничность линий – потребовала, чтобы манекенщицы надевали их на голое тело. Это было «слишком» даже для богемного Парижа, но именно так прогрессивные и свободомыслящие женщины того времени нашли «своего» модельера… И пусть Модный Дом Мадлен Вионне проработал, в сущности, лишь от конца Первой мировой войны до начала Второй мировой – за эти годы ею было сделано столько открытий, воплощено столько новаторских идей, сколько нынешним дизайнерам и не снилось…
Именно Мадлен впервые – во всеуслышание! - заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни и гимнастика, а не корсет. «Когда женщина улыбается, то платье должно улыбаться тоже», - говорила Вионне. И создавала платья, которые лишь подчеркивали естественную красоту женщины, повторяя линии ее фигуры, приспосабливаясь к изгибам ее тела… В таких платьях дамам было так легко танцевать модный джаз и водить машину...
Основные эксперименты Вионне совершила в технике кроя: она ввела в обиход крой по косой - под углом 45 градусов к направлению долевой нити, благодаря которому умудрялась создавать одежду практически без швов. Однажды специально для нее сделали шерстяные отрезы шириной пять метров, из которых она создавала пальто… вообще без швов!
Дополнением к филигранному крою стали и многочисленные драпировки, многие секреты которых до сих пор не разгаданы. Она оказала влияние на всю моду XX века, хотя всегда заявляла: «Я не знаю, что такое мода, я никогда не думаю о ней. Я просто делаю платья». Ее чувственные платья из шелка, крепдешина, габардина и сатина носили всемирно признанные звезды: Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и Грета Гарбо. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы. Модельер удивительным образом умудрялась соединять роскошь и простоту, получая в результате ту желанную гармонию, которая востребована всегда… Античный стиль, который достаточно часто использовался в моде и до Мадлен, в ее коллекциях обрел вторую жизнь. Он считался символом элегантности на протяжении двух предвоенных десятилетий.
Новое понимание одежды как естественного продолжения и украшения фигуры обеспечило безумную популярность Дома Моды Вионне. Чтобы защитить свои уникальные модели от подделок, мадам Вионне стала пришивать к ним метки с собственным именем - логотипом, каждую модель фотографировала с трех сторон, а позднее – используя трехстворчатое зеркало, и заносила всю подробную информацию обо всех моделях в специальный альбом. Кстати, за свою творческую жизнь Мадлен создала семьдесят пять таких альбомов. В 1952-ом году она передала их (а также рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume). Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее так называемые «копирайт-альбомы» стали затем основой для создания знаменитого Музея моды и текстиля в Париже.
Новаторскими были и ее взаимоотношения с персоналом собственного Модного Дома. Именно Мадлен Вионне сделала уважаемой и престижной профессию манекенщицы. В ее Модном Доме всем сотрудникам были предоставлены необходимые социальные права, обязательно устраивались регулярные перерывы, всем работникам предоставлялись отпуска, выплачивались пособия по болезни. При ее Модном Доме специально для персонала были созданы поликлиника, столовая и даже маленькое туристическое бюро! К 1939-му году на Дом Вионне, изготовлявший до трехсот моделей в год, работало около трех тысяч человек.
Однако ни новый подход к модным показам, ни разнообразные социальные программы, ни эксперименты в технике кроя не принесли Мадлен Вионне финансового успеха и стабильности. Вторая мировая война подорвала модный бизнес, ее Дом закрылся. Больше мадам Вионне созданием моделей не занималась, жила скромно, но живо интересовалась всем происходящим в мире Высокой моды. Ее модели распродавались на аукционах за огромные деньги, которые шли мимо нее…
Не дожив чуть меньше года до своего столетнего юбилея, она любила повторять: «Вкус - это чувство, которое делает различия между тем, что по-настоящему красиво, тем, что просто бросается в глаза, и также тем, что уродливо! Это знание передается по наследству - от матери к дочери. Но некоторые люди не нуждаются в обучении: чувство вкуса у них врожденное. Я думаю, я одна из таких людей…»
Габриэ́ль Бонёр (Коко́) Шане́ль (фр. Gabrielle Bonheur "Coco" Chanel; 19 августа 1883, Сомюр — 10 января 1971, Париж) — французский модельер, основавшая модный дом «Chanel» и оказавшая существенное влияние на европейскую моду XX века[* 1]. Для стиля Шанель, способствовавшего упрощению женского костюма, свойственно заимствование элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу «роскошной простоты» (le luxe de la simplicité). Она привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье; из аксессуаров наиболее известными стали сумка на цепочке и крупная бижутерия — в первую очередь броши-камелии и искусственный жемчуг. Производимые её фирмой духи «Chanel No. 5» стали парфюмерным бестселлером XX века.
Родилась в городе Сомюр (Франция) в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет десятью годами позднее в регионе Овернь Франции. Мать умерла, когда девочке было 11. Когда Габриэль едва исполнилось двенадцать, её с четырьмя родными братьями и сёстрами оставил отец; дети были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте.
В 18 лет Габриэль устроилась продавщицей в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Выступала с песнями «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», благодаря которым получила своё прозвище — «Коко». Во время одного из таких выступлений Габриэль заметил офицер Этьен Бальсан — она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кэйпелу, известному в кругу друзей по кличке «Бой».
В 1910 году Шанель открыла в Париже шляпный магазин — в течение года он переместился в здание № 31 по улице Камбон, расположенное напротив отеля «Риц», где находится по сей день.
Шанель и её подруга Мися Серт были последними, кто посетил Дягилева накануне его смерти 19 августа 1929 года. Они же оплатили похороны на острове Сан-Микеле, так как ни у покойного, ни у бывшего при нём Лифаря, не было при себе денег.
В 1939 году, с началом войны, Шанель закрыла модный дом и все свои магазины. В июне 1940 года её племянник Андре Паласе был взят в немецкий плен. Пытаясь его вызволить, Шанель обратилась к своему давнему знакомому, атташе немецкого посольства барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге[* 2]. В итоге Андре Палас был освобождён, а 56-летняя Шанель вступила в связь с фон Динклаге. Согласно досье, хранящемуся в Венсене, Шанель была «любовницей и агентом барона Ганса Гюнтера фон Динклаге» в 1942—1943 годах
По окончании войны Шанель припомнили все её контакты с немцами. За ней закрепился ярлык пособницы нацистов, она была обвинена в коллаборационизме и арестована. В 1944 году по совету Черчилля её выпустили на свободу, но при условии, что она покинет Францию. Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1953 года.
В 1954 году 71-летняя Габриэль вернулась в мир высокой моды, представив свою новую коллекцию. Былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона; богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Твидовый костюм «от Шанель» — узкая юбка и обшитый тесьмой жакет без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами — приобрёл популярность и стал символом успешности его владелицы.
В 1950—1960-х годах Шанель сотрудничала с различными голливудскими студиями, она одевала таких звезд, как Одри Хепбёрн и Элизабет Тейлор. Среди её клиенток была первая леди США Жаклин Кеннеди. Кроме того, Шанель была меценаткой. Она оказывала финансовую поддержку Сальвадору Дали и Пабло Пикассо. В 60-е годы Шанель отвергла идею мини-юбок, из-за чего её модный дом сильно сдал свои позиции.
10 января 1971 года в возрасте 87 лет Габриэль скончалась от сердечного приступа в отеле «Риц», где жила долгое время. Похоронена на кладбище Буа-де-Во в Лозанне (Швейцария)[2]; верхнюю часть надгробия украшает барельеф с изображением пяти львиных голов.
Материалы Википедии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий